27 мая в рамках Фестиваля славянской письменности и культуры в Сыктывкарском университете прошла открытая лекция по русской филологии «Читаем Пушкина со словарем» от кандидата филологических наук Татьяны Бунчук.

Екатерина Ахмадуллина

Журналистика, 1 курс

Тема лекции приурочена к 220 дню рождения А.С. Пушкина, который отметят 6 июня.

Мало тех, кто не засыпал в детстве под «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», не учил наизусть «У Лукоморья дуб зеленый…», отрывки из «Капитанской дочки» и «Дубровского». Несмотря на это представители современного поколения уже не знают значения некоторых слов, и многие лексические единицы употребляют в совершенно другом значении. Об этом рассказывала и приводила примеры кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русской филологии Татьяна Бунчук:

— Александра Сергеевича Пушкина трудно переоценить, к нему можно по-разному относиться. Можно его любить, можно не любить, но не знать Пушкина невозможно. Иначе ты плохо понимаешь и русский язык, и русскую культуру, и русскую натуру. Пушкин — как душа.

В современном русском языке появились расхожие выражения: «А кто детей будет за тебя воспитывать, Пушкин что ли?», «О важности грибов в жизни москвича кто будет писать, Пушкин что ли?», «Я тебе Пушкин что ли, чтобы все знать?». Получается, что Пушкин — это причина, следствие, вина и оправдание всего, что есть в нас.

«Кибитка», «облучок», «ямщик», «бразды» — эти понятия теперь не знакомы и не понятны детям. Что такое «боливар», «брегет», «мазурка», мы лишь примерно догадываемся. Слова «почта», «пироги», «подъезд», «бумажный» со времен Пушкина поменяли значение. Например, почта занималась перевозкой людей, а не корреспонденции. Пирог представлял собой праздничное деликатесное блюдо, приготовленное для пира. Подъездом называли место, куда подъезжали кареты, повозки, телеги и где ожидали хозяев. Бумажными называли предметы из хлопковой ткани.

Удивил и заинтересовал слушателей тот факт, что Пушкин, оказывается, в свое время был новатором и говорил очень современно. Сейчас бы он мог «орать», «рофлить», «троллить» и имел бы большую популярность в интернете.

В заключение лектор призвала читать Пушкина, несмотря на все сложности и трудности понимания текста, потому что трудный текст является условием для интеллектуального развития, и благодаря известному поэту каждый сможет стать лучше, умнее и образованнее.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.