Годы Великой Отечественной войны были трудным периодом в жизни нашей страны. Тем не менее, в СССР продолжали работать различные заведения культуры и науки, не стал исключением и Коми край. Коми государственный педагогический институт не прекращал свою деятельность в период 1941-1945 годов: преподаватели и студенты совмещали тыловой и образовательный труд. О тех людях, которые стояли во главе вуза в военные годы, рассказывает наш материал.

Глеб Дружинин

Журналистика, 2 курс

Дан Тимофеевич Степуло

(руководил Коми государственным пединститутом с 14.11.1938 по 27.05.1941)

Дан Тимофеевич родился 12 (25) декабря 1908 года в местечке Сатаново-Иванковцы Юринецкого района Каменецк-Подольской области в Украине в крестьянской семье. Его родители занимались сельским хозяйством в колхозе.

В краткой автобиографии Степуло указал, что его хотели оставить в аспирантуре при Московском институте философии, истории и литературы, но народный комиссар просвещения РСФСР направил его на работу директором Коми пединститута. В 1939 в вузе впервые была образована кафедра марксизма-ленинизма, появилась система конкурсных комиссий института, которые должны были обеспечивать проведение конкурсов на замещение должностей заведующих кафедрами, профессоров кафедр и доцентов, а также редакционная коллегия для издания «Ученых записок».

Дан Тимофеевич был деятельным человеком и уже в 1939 году был избран депутатом Сыктывкарского городского Совета депутатов трудящихся, а также неоднократно выступал в коми региональной печати со статьями. С первых дней работы директором Коми пединститута Дан Степуло был преподавателем кафедры марксизма-ленинизма, читал курс марксистско-ленинской философии. А в октябре 1942 года Степуло был призван Сыктывкарским горвоенкоматом в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Он служил в особой Московской дивизии, защищавшей столицу, а с осени 1944 находился в войсках противовоздушной обороны Западного фронта.

Геннадий Петрович Балин

(руководил вузом с 27.05.1941 по 06.11.1941)

Геннадий Балин более 30 лет возглавлял кафедру физики, 11 лет был заместителем директора по учебной и научной работе Коми пединститута, из них шесть месяцев временно исполнял обязанности директора КГПИ.

Геннадий Петрович родился в деревне Шежам нынешнего Усть-Вымского района Республики Коми в крестьянской семье 19 августа 1907. Когда мальчику было семь лет, родительский дом опустел: умерла мама, отца мобилизовали на Первую мировую войну. В 21 год Балин поступил на физико-математическое отделение педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. В феврале 1937 по ходатайству Коми обкома ВКП(б) и по предложению отдела школ ЦК ВКП(б) Наркомпрос РСФСР направил молодого человека на работу в Коми пединститут.

В институте Балин продолжил научно-исследовательскую работу, он занимался проблемами люминесценции фосфора. В мае 1937 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а через год Геннадию Петровичу присвоили ученое звание доцента по кафедре физики. Он был в числе первых ученых-физиков в Коми.

По приезде в пединститут исследователь был назначен деканом физико-математического факультета. В связи с военными действиями в Сыктывкар был эвакуирован Карело-Финский университет, и Балина назначили проректором университета по научной работе. Для работы над докторской диссертацией Геннадий Петрович освободился по собственному желанию от должности заместителя директора КГПИ, оставаясь заведующим кафедрой физики. В воспоминаниях студентов тех лет Геннадий Балин предстает прекрасным педагогом и профессионалом высокого уровня. Внешне он казался человеком, не располагающим к общению, замкнутым. Был требовательным, но справедливым в оценках, умел слушать и слышать собеседника. К нему прислушивались, и его слово было весомым.

Константин Дмитриевич Митропольский

(руководил Коми государственным пединститутом с 27.10.1941 по 15.07.1943)

Константин Митропольский родился в 1893 году в Тверской губернии в семье сельского учителя. Выпускник Новгородской духовной семинарии. С 18 до 23 лет учился в Психоневрологическом институте и параллельно — на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. С 1938 года он заведовал кафедрой педагогики Карельского государственного пединститута, а позже стал его директором. По прибытии в Сыктывкар в 1941 году постановлением бюро Коми обкома ВКП(б) он был утвержден директором Коми пединститута.

Ему пришлось решать много важных и неотложных дел в то трудное время. К примеру, издавались приказы об экономном расходовании дров и электроэнергии; о сборе средств на колонну танков и эскадрильи самолетов Красной Армии; об организации сдачи норм местной противовоздушной и противохимической обороны студентами и работниками института; об организации обучения студентов сельскохозяйственному производству; о ходе подписки на военный заем 1942 года; о введении в учебный план всех курсов и факультетов новой дисциплины «Сплавное дело» и о направлении студентов на сплавные работы; о мобилизации служащих и преподавателей на уборку урожая в подсобном хозяйстве. Главной задачей была организация учебного процесса, однако сложность заключалась в том, что студентам и работникам приходилось совмещать учебу и работу с каждодневной работой в подсобном хозяйстве.

После завершения Великой Отечественной войны Константин Дмитриевич был направлен на работу в Берлинский университет.

Андрей Григорьевич Назаркин

(руководил Коми пединститутом с 15.07.1943 по 18.07.1945)

Андрей Назаркин родился в 1904 году в селе Муняково Рязанской области в рабочей семье. До 18 лет он проживал в родном селе, занимался крестьянским трудом, затем в течение шести лет работал грузчиком. В 27 лет Андрей поступил в Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и по распределению стал работать на должности преподавателя ленинизма Зоотехнического института в Загорске. Также он пополнил свои знания учебой на философском факультете вечернего Института красной профессуры.

Приказом народного комиссара просвещения РСФСР В. Потемкина от 15 июля 1943 года кандидат философских наук, доцент Андрей Григорьевич Назаркин утвержден директором Коми государственного педагогического института. Одновременно он стал заведующим кафедрой марксизма-ленинизма. Он проявил себя способным политическим руководителем, опытным и инициативным администратором. В трудных условиях войны ему удалось доукомплектовать педагогический институт профессорско-преподавательскими кадрами. Назаркин добился значительного улучшения научно-исследовательской работы в институте. По его предложению в пединституте проводились семинары по философии и иностранным языкам для преподавателей, которые готовились к сдаче экзаменов кандидатского минимума.

Андрей Григорьевич жил интересами института, наряду с решением учебно-научных проблем, он занимался хозяйственно-административными вопросами — организацией заготовки дров, раскорчевки леса и т.д.

С большим уважением отзывались об Андрее Назаркине преподаватели института. К примеру, известный в годы войны преподаватель литературы М. Шишкевич писал, что институт приобрел в лице Назаркина энергичного и талантливого руководителя, а студенческий и профессорско-преподавательский коллектив — чуткого и заботливого человека. Директор много сделал для всех преподавателей, но не все знали и понимали, что означал его приход в институт. Андрей Григорьевич добивался у руководства Коми АССР литерных пайков, чтобы поддержать преподавателей в тяжелое время. Он требовал от педагогов постоянного повышения своих научно-теоретических знаний и сам показывал пример в этом.

В июле 1945 Андрей Назаркин выехал за пределы Коми АССР, продолжил научную деятельность.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.