4 апреля в «Академии финансовой грамотности и развития молодежного инновационного предпринимательства» на базе СГУ им. Питирима Сорокина прошло занятие на тему «Финансовое планирование в жизни человека». На четвертой встрече ученики узнали, что такое личное финансовое планирование, и научились планировать свой бюджет.

Влада Роман

Журналистика, 1 курс

— У нас в стране и в Республике Коми принята стратегия повышения финансовой грамотности, и в ней определено, кто такой финансово-грамотный человек, что он должен знать и уметь. В реализации этой стратегии работает Национальный банк Республики Коми, Центральный банк и Министерство финансов Российской Федерации, также подключаются и другие организации и учреждения, поскольку это общенациональная задача, — рассказала школьникам Ирина Швецова, директор Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина.

В основе финансовой грамотности, как это заявлено в стратегии, лежит личное финансовое планирование. Это планирование собственных доходов, расходов и понимание того, хватит ли ваших сбережений, чтобы удовлетворить ваши потребности. С точки зрения Центрального Банка, финансово-грамотный человек — тот, который умеет планировать финансы и умеет составлять бюджет доходов и расходов, а также практикует составление этого бюджета.

Центральный банк РФ открыл сайт fincult.info. Это единый портал, на котором можно найти всю необходимую информацию по финансовой грамотности. На сайте вашифинансы.рф можно найти мероприятия, которые запланированы в каждом регионе в рамках финансовой деятельности.

Доходы — основная часть бюджета. По определению Центрального банка, к доходам относятся деньги, имущество, разного рода выгоды и т.д., которые поступают в наше распоряжение. Есть доходы, которые носят регулярный характер (зарплата, социальные пособия, доходы от предпринимательской деятельности), а есть нерегулярные (материнский капитал, наследство). Все это мы должны учитывать при планировании нашего бюджета.

На занятии в «Академии финансовой грамотности и развития молодежного инновационного предпринимательства» ребята учились планировать и распределять по статьям свои доходы и расходы на определенный отрезок времени, учились высчитывать расходы в процентах и чертить круговые диаграммы, чтобы лучше понимать, какие расходы занимают наибольший и наименьший удельный вес. Также участники выяснили, что, в основном, в семьях большее количество расходов идет на коммунальные услуги, питание, так что на сбережения остается маленький процент (по рекомендациям, нужно оставлять как минимум 10%).

По определению Центрального банка России, финансово-грамотный человек действует по принципу: сэкономил значит заработал. Он ведет учет доходов и расходов, своевременно выполняет свои финансовые обязательства, следит за изменениями на финансовом рынке, пользуется страховыми услугами и копит на достойную старость.

Ученики «Академии финансовой грамотности и развития молодежного инновационного предпринимательства» узнали, что свои сбережения можно положить на депозит в банке, который дает определенный банковский процент. То есть мы можем не только сохранить свои деньги, но и увеличить их объем. В конце занятия участники составляли бюджет доходов и расходов, исходя из ситуаций, которые им были выданы, и представляли свои работы.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.