29 марта на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина студенты школы-студии МХАТ сыграли спектакль «П. и Н.» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Свежая постановка – это попытка понять мотивы и чувства главных героев и вместе со зрителем разобраться в знакомой всем истории. В ней приняли участие всего четыре актера.

Алена Аршинова

Журналистика, 2 курс

«П. и Н.» – это не спектакль в его классическом представлении, это диалог актеров со зрителями. На протяжении всей постановки артисты обращаются к залу, задавая различные вопросы и наталкивая на определенные мысли. Начинается действие с вопросов в зал: «Похлопайте те, кто читал роман», «теперь те, кто не читал». Затем актер пытается найти в зале людей, у которых нет денег в кошельке, как не было их у Раскольникова.

Спектакль создан на стыке жанров сторителлинга, комедии дель арте и традиции русского психологического театра. Давайте разбираться.

Сторителлинг – искусство рассказывать истории. Основную часть романа актеры преподносят через пересказ. Они своими словами описывают главные сюжетные линии. Акцент в «П. и Н.» сделан на истории Раскольникова и Сонечки, остальные персонажи, по большей части, появляются только в третьем лице в пересказе артистов.

Комедия дель арте. Изначально это итальянский театр масок, актеры которого должны были уметь петь, танцевать, делать акробатические трюки и импровизировать. В сценарии прописывались основные сюжетные ходы, а актеры с помощью импровизации должны были отыгрывать весь спектакль, часто вовлекая публику в действие.

В «П. и Н.» актеры сопровождали все свои действия игрой на синтезаторе, ударной установке и двух электрогитарах, пели и максимально вовлекали публику в происходящее. Так, описывая Лизавету Ивановну (сестру старухи-процентщицы), которая была «восьми вершков росту», актриса объясняет, что один вершок – это 4,5 см и просит зал посчитать, сколько это. Выходит 36 см – стандартная барабанная палочка. Оказывается, к этому числу нужно прибавить еще два аршина – примерно 142 см, и выходит 178 см. Актриса просит встать человека, у которого рост примерно такой же, и в зале встает девушка. После этого, описывая Лизавету, актеры обращаются уже именно к ней, вовлекая девушку в происходящее.

Психологический театр. Его особенность в том, что актеры стараются максимально понять своего персонажа и передать зрителю все его эмоции, чувства и внутренние переживания. Задача актеров и драматургов здесь показать не столько само действие, сколько ощущения своего героя в каждый момент времени. В «П. и Н.» действие является, скорее, дополнением к рассказу, а не основой спектакля. Артисты рассказывают, что сейчас чувствует их персонаж, а движения помогают показать его взаимодействие с другими героями.

– Нам, обычным студентам театрального института, сказали поставить сцену убийства. Но ни я, ни Федя никогда не убивали. Может, в зале есть убийцы? Нет? Но, на самом деле, убить маленького и слабого очень просто. Мы почему-то этого не делаем. Пока что это моральные миропорядки, и я с этим согласен, но играть-то что-то надо, поэтому мы придумали следующее…

После этих слов в руках актера появляются живая курица и топор, а в зале появляются вздохи и выкрики особенно впечатлительных зрителей. Актер замахивается топором на курицу и начинает медленно описывать чувства Раскольникова. Конечно, никто во время спектакля не пострадал, но эта сцена стала одной из самых ярких.

– Это наш самый тяжелый спектакль, который мы делали на курсе. Нас всего четверо, и мы играем множество ролей. С точки зрения опыта, пожалуй, это самый развивающий спектакль. Мы не полностью играем роли – мы входим в них, через себя мы рассказываем об этих людях, но мы сами ими не становимся, – делится актер спектакля Федор Левин.

Напомним, что студенты школы-студии МХАТ приехали в Республику Коми в рамках проекта РУСАЛ ФЕСТИВAL #Театр. 25 марта они выступили в Ухте, а 28 и 29 марта – в Сыктывкаре.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.