Рассказать о том, что их волнует, могут студенты СГУ им. Питирима Сорокина. С недавнего времени в университете работает педагог-психолог Ольга Балябина. Ее главная цель — помочь студентам разобраться в себе и направить их на верное решение проблем. Ольга Валерьевна рассказала о себе, объяснила, чем отличается психолог от психиатра, и сообщила, есть ли возможность попасть к ней на консультацию.

Глеб Дружинин

Журналистика, 2 курс

— Ольга Валерьевна, расскажите, кто вы по образованию?

— По образованию я психолог. Моя специализация — социально-экономические отношения, то есть я разбираюсь в вопросах общества, межличностных отношений: как человеку достичь определенных результатов, как заявить о себе в нашем мире. А по дополнительному образованию я полиграфолог (человек, который профессионально оказывает услуги по тестированию на детекторе лжи).

— Где вы начали работать после окончания вуза?

— По окончании вуза я проходила службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми. Была инспектором по делам несовершеннолетних, поэтому мне знакомы проблемы подросткового возраста. А здесь, в Сыктывкаре, я продолжила нести службу, занимаясь психологическим обеспечением личного состава министерства. В звании подполковника вышла на пенсию по выслуге лет и продолжила трудиться в Управлении Федеральной службы наркоконтроля Российской Федерации по Республике Коми. На сегодня мой стаж в психологии составляет более 25 лет.

— Кому вы оказывали помощь ранее?

— Всем, кто ко мне обращался. Интересно было работать с юными и молодыми людьми, которые ищут себя, свое место в окружающем мире, нуждаются в поддержке, которые, как Иванушка из сказки, стоят на распутье и пытаются понять и сделать выбор — что, как, зачем и почему. Это люди, которых могут легко куда-то втянуть, к примеру, в религиозные или террористические объединения. Обычно если человек имеет свою точку зрения и точно знает, что ему нужно, то его вряд ли заинтересуют подобные организации.

— Почему своей профессией вы выбрали именно психологию?

— Это было осознанное решение оказывать помощь людям. В наше время — время технологий, гаджетов и скоростей — психология очень нужна, но многие этого не понимают. Тяжело признаться в том, что у тебя есть какие-то проблемы. Большинство говорит, что их нет. Однако факты — вещь упрямая. Стараясь «не выносить сор из избы», мы самостоятельно пытаемся их решить при помощи запретов, диет, салонов красоты, спортивных залов, алкоголя, безумного шопинга, переездов и так далее. К сожалению, до сих пор многие не видят разницы между психологом и психиатром, а я понимала, чтобы человеку не попасть к психиатру, надо вовремя обратиться к психологу. Психолог — это человек, который выслушает, поддержит, «подставит плечо», даст «выплакаться в жилетку», поможет принять правильное решение. Психиатр — это доктор, который проводит медикаментозное лечение и работает с людьми, имеющими психические расстройства. Между тем психология — такая же объемная и емкая область, как медицина, к примеру, лор-врач может быть лучшим в своей сфере, но, если обратиться к нему с проблемой суставов, вряд ли он сможет дать хорошую консультацию. Так и в психологии. Специалисту, работающему в сфере психодиагностики, может быть нелегко дать консультацию по вопросам психологии переговорного процесса.

— Как вы видите свою работу в университете?

— По моему замыслу, будет существовать несколько направлений. Это и работа со студентами-первокурсниками по их адаптации к новым условиям и самостоятельной жизни, развитию навыков межличностного общения, привыканию к новому социуму, чтобы ребят не завлекали «огни большого города» и они продолжали учиться и строить планы на будущее, а не растрачивали себя на мимолетные увлечения. Это и профилактика противоправных действий, асоциального поведения. С точки зрения психологической безопасности, это определенные нормы: что можно, а что нельзя. Если нормы человеку заложены, то, скорее всего, их придется только немного откорректировать, а если нормы не заложены вообще, нужно будет их объяснять с нуля. Это и индивидуальная консультативная работа. Вообще, я хочу, чтобы студенты после учебы в университете свободно дышали, общались, принимали правильные решения, имели свою точку зрения и не стеснялись об этом говорить. Если мы их сейчас не научим, то они вряд ли научатся этому в будущем.

— Как считаете, охотно ли к вам будут ходить студенты?

— Они уже ко мне приходят и записываются на консультации. Сейчас это очень актуально, и не нужно бояться договориться о встрече со мной. Если студенты придут ко мне и выговорятся, им станет гораздо легче. Я помогу направить их в нужное русло, чтобы они могли решить проблемы и наладить свою жизнь.

— С какими проблемами студенты могут к вам обратиться?

— Студенты ко мне могут обращаться с любыми проблемами, которые затрагивают их жизнь. По сути своей, работа с психологом — это работа с собой. Человек сам принимает решение либо путь, по которому он может выйти из трудной ситуации, психолог лишь помогает определить верный курс. Надеюсь, что и в будущем я смогу на постоянной основе проводить личные консультации, несмотря на большой объем работы. Сейчас на консультации можно записаться, позвонив на мой рабочий телефон или написав в ВКонтакте лично. Обычно консультации я провожу в форме беседы, диагностики или игры. Могу вас даже индивидуально научить игре в шахматы!

— Вы соблюдаете конфиденциальность?

— Да, ведь это профессиональная этика. Разглашать проблемы других я просто не имею права, ведь это их личное.

— Какими методами вы пользуетесь во время приема? Может, вы используете что-то наподобие теста Люшера?

— Опыт работы у меня большой, и методики я применяю самые разные. Нравится работать с метафорическими ассоциативными картами. Это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание.

— Знание психологии помогает вам в личной жизни или, наоборот, мешает?

— Это очень интересный вопрос. Порой при разговоре с человеком, ожидании в очереди, покупке товара, просмотре фильма я провожу оценку происходящего с точки зрения психологии. Я вижу язык тела человека, вижу его психологический портрет, его манеры, могу распознать ложь, я начинаю его «читать». В такие моменты ловлю себя на мысли, что хочу быть как все, начинаю «бить себя по рукам» и уговаривать, что сейчас я просто приятный собеседник, покупатель и т.д. Бывало и такое, что люди начинали воспринимать меня только как специалиста, забывая, что я обычный человек, и мне так же, как им, свойственны эмоции и ошибки. Я тоже умею смеяться и плакать, «болеть за наших», знаю, что такое горечь поражения и вкус победы. Чтобы быть в гармонии с собой, я придерживаюсь правила, что «работу нужно оставлять в кабинете, по возможности закрыв при этом плотно дверь».

— Всегда было интересно узнать, а к кому обращается психолог, если у него самого появляются проблемы?

— Ответ очень прост: психолог обращается к своим коллегам-психологам. Если человек по профессии психолог, это не значит, что он обладает иммунитетом к стрессу и проблемам. У всех наступает момент, когда нужен совет или поддержка со стороны.

— Будете ли вы проводить в университете групповые занятия со студентами или общаться со студентами по сети?

— Естественно, проводить скучные лекции не нужно, это не будет интересно студентам, и на них никто не придет. Скорее всего, мы будем договариваться со старостами о том, чтобы собраться группой и пообщаться с психологом вживую, провести тренинг или ролевую игру. А вот общение по сети — это не моя направленность, я так пока к этому и не привыкла. Для меня важно общение «глаза в глаза» и качество беседы, а не просто ее наличие.

Рабочий телефон психолога Ольги Валерьевной Балябиной

89125048454

Ссылка на профиль ВКонтакте — https://vk.com/id49690436
Ссылка на тест Люшера —
http://psytests.org/luscher/fullcolor-run.html


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.