Настоящее и будущее музыкального наследия Республики Коми обсудили на 13-й международной научной конференции «Семиозис и культура: человек в современном коммуникативном пространстве», посвященной актуальным проблемам современной культуры и культурологии. Мероприятие проходило 14 и 15 декабря в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина.

Маргарита Венцковская

Журналистика, 1 курс

На секции «Семиозис и культура: взгляд молодых» одной из обсуждаемых тем стало «Региональное музыкальное искусство как объект культурной коммуникации». С докладом выступила аспирант Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Надежда Жукова. Она обратила внимание на то, что в настоящее время музыкальные произведения Коми не вызывают, как правило, особого интереса у широкой аудитории. Еще одной проблемой докладчик назвала то, что в Коми становится все меньше молодых композиторов. Но, тем не менее, в истории музыки региона имеется много ярких имен и произведений. Например, музыкальное наследие заслуженного деятеля искусств Коми АССР, первого профессионального коми композитора и кандидата искусствоведения Александра Осипова насчитывает более 200 композиций. В своем выступлении музыковед Надежда Жукова призвала окунуться в мир музыкального искусства нашего региона.

Более подробно свою исследовательскую работу аспирант университета, преподаватель Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова Надежда Жукова прокомментировала в интервью медиацентру VERBUM:

— Вы сказали, что музыка коми композиторов не востребована, потому что она не на слуху. Какими способами ее можно популяризовать?

— Нельзя сказать, что она совсем не на слуху. Просто нужно сделать так, чтобы ее слушали и говорили о ней почаще. Например, можно устраивать творческие вечера. Тогда, может быть, больше людей ею заинтересуются. Донести до слушателя чаще всего удается произведения малых форм — песни, пьесы. Для развития и исполнения крупных жанров нужна специальная господдержка. В центре региональное музыкальное профессиональное творчество раньше можно было услышать через организацию специальных Дней культуры.

— Почему вы выбрали именно эту тему для своей диссертации?

— Я занимаюсь ею довольно долго — около 10-12 лет. Мне она оказалась ближе, когда я стала преподавателем, после окончания консерватории, когда появился профессиональный интерес. Мой вдохновитель — композитор Ирина Блинникова. Мы с ней познакомились в педагогическом колледже №2. Общались как коллеги, и я познакомилась с ее творчеством. Интерес к нашему региональному музыкальному искусству появился, несмотря даже на то, что я не знаю коми языка. Ведь я изучаю не столько произведения на национальном языке, сколько то, что создано именно в Республике Коми.

— Как вы думаете, у музыки композиторов Республики Коми есть шанс получить широкую известность?

— Шанс есть, но небольшой. Если найдется любитель. В музыкальных школах, Колледже искусств и в Гуманитарно-педагогическом колледже стараются продолжать традиции и играть некоторые произведения коми композиторов. Важно как можно чаще проводить фестивали и мероприятия, посвященные музыкальному искусству Коми. Например, в 90-е проводились гастроли по столичным городам, где музыканты представляли наш регион. Республике не хватает молодых композиторов. Те, кто мог бы ими стать, уезжают или не остаются в музыкальной сфере. Произведения звучат, в основном, на творческих вечерах, концертах и, в большинстве своем, в Сыктывкаре, в других городах и районах — гораздо реже. Нужны новые композиторы и нужны заказы. Вкус у публики следует воспитывать.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.