Эксперты «Универвидения-2018» поделились советами и рассказали о своих впечатлениях. Два  прослушивания на конкурсе вокального мастерства «Универвидение-2018» позади. С 36-ю конкурсантами работали 6 тренеров, которые оценивали три основные составляющие номера: вокал, хореографию, актерское искусство. На наши вопросы о двух днях прослушиваний ответили трое экспертов в своей области. Вопросы одинаковые – ответы разные. Наслаждайтесь мнениями профессионалов!

ВОКАЛ

Антон Коробка

Оцените качество исполнения на конкурсных прослушиваниях по 100-балльной шкале. Каков был процент вашего профессионального удовольствия?

— Мне было интересно. Несмотря на то, что концерты были довольно длинными, я не засыпал, а это для меня показатель! Каждый участник смог в той или иной степени заинтересовать меня. Из-за волнения участников первому прослушиванию поставлю 85%, сегодняшнему – 94%.

Насколько конкурсанты были оригинальны в исполнении? Или же они находились в плену стереотипов?

—Все-таки по большей степени ребята придерживались близости к оригиналу. Хотелось бы больше увидеть их самих в этих песнях, чтобы они рассказали историю со своей собственной точки зрения.

Каким образом вы отсматриваете конкурсные выступления: увлекаетесь, как простой зритель, или хладнокровно оцениваете, как профессионал?

— Очень часто экспертам мешает профессионализм. Я всегда начинаю слушать, как обычный зритель: цепляет или нет, а далее я, как специалист в своей области, конспектирую, что и почему. Вчера были ребята, на концерты которых уже можно продавать билеты.

Некоторые конкурсанты представили новые прочтения известных песен. Как вы к этому относитесь?

—Очень хорошо отношусь к экспериментам. Но иногда это не удается. Бывает, задумка хорошая, но воплощения не хватает. Я за убедительные эксперименты.

Для чего вам конкурс «Универвидение»? Почему в эти дни вы здесь, в Сыктывкаре?

— Во-первых, я очень люблю ездить на конкурсы. Я сам музыкант и исполнитель, собственно, с некоторыми из этих ребят мы встречались на кастингах. Может, я постарше немного, но, если побреюсь, смогу встать с ними в один ряд. Во-вторых, мне очень интересно слушать мнения коллег, как они интерпретируют выступления ребят. Ну и я люблю путешествовать, ни разу до этого не был в Сыктывкаре.

Если бы вы участвовали в «Универвидении», с каким бы номером приехали в Сыктывкар?

—Я бы приехал с авторской песней, я пишу музыку. Наверно, это была бы баллада.

Дайте 3 практических совета, как конкурсанту подготовить голосовой аппарат к выступлению.

— Многие слышали байку о том, что 30 граммов коньяка дают максимум успеха, это бред: контроль голосового аппарата падает, некоторые частоты вырубаются. Это миф, он не помогает никому. Не надо пить и есть очень холодное и горячее. Лучше воздержаться от плотной пищи, орехов. Я советую разогревать голос с нижних нот. С утра сегодня, например, концерт был ранний, голос еще спит. Поэтому рекомендую «погудеть», чтобы включить грудной звук, обертончики.

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Даниил Иванов

Оцените качество исполнения на конкурсных прослушиваниях по 100-балльной шкале. Каков был процент вашего профессионального удовольствия?

—На первом прослушивании — 50%. Кажется, конкурсанты пели песни, особенно на русском языке, с отсутствием понимания содержания. А ведь работа с материалом первична, тем более, когда мы поем чужие песни. Просто выходить петь слова и тянуть ноты не пойдет, в России таких людей очень много. А конкурсанты должны чуть глубже погружать себя в работу над номером. Надо отметить, что после первого дня прослушиваний участники прислушались к нашим советам, и сегодняшние выступления были более осмысленными. За второй день ставлю 75%.

Насколько конкурсанты были оригинальны в исполнении? Или же они находились в плену стереотипов?

— К сожалению, очень мало было творческой наглости, чаще это были формальные повторения.

Каким образом вы отсматриваете конкурсные выступления: увлекаетесь, как простой зритель, или хладнокровно оцениваете, как профессионал?

— Оцениваю с профессиональной точки зрения. «Мне не очень понравилось» — это не ответ для участника. Эксперт для того и нужен, чтобы технически, с использованием профессиональных терминов помочь конкурсанту, разъяснить, в чем проблема.

Некоторые конкурсанты представили новые прочтения известных песен. Как вы к этому относитесь?

— Новое прочтение песен не должно идти в разрез со смыслом. Во время одной из композиций во мне, как в актере, началась борьба за содержание, для меня это был формализм. Есть эпоха песен, которые гораздо сильнее, масштабнее, чем тот или иной исполнитель. Поэтому нужно с головой подходить к выбору репертуара и правильно себя оценивать.

Для чего вам конкурс «Универвидение»? Почему в эти дни вы здесь, в Сыктывкаре?

— Мы же тоже все молоды, мы вовсе не большие профессора какие-то, можем на равных общаться со студентами. Мы здесь, чтобы чуть направить, помочь, отшлифовать.

Если бы вы участвовали в «Универвидении», с каким бы номером приехали в Сыктывкар?

—Я бы взял что-то из советского репертуара, я люблю поэзию тех лет. Я бы взял акустику, гитару, потому что знаю, что у меня подходящий тембр, и так я буду смотреться выигрышно. Но я ведь окончил профессиональный вуз, ко мне были бы совершенно другие требования.

Дайте 3 практических совета, как конкурсанту по-актерски правильно прожить песню.

— А пункт всего один – надо работать с материалом. Берешь песню, слушаешь ее, думаешь, почему она поется именно так, почему тебя трогает. Если не трогает – до свидания, не надо брать эту песню. Далее берешь текст, читаешь, как поэзию, понимаешь какие-то смыслы. И подкладываешь свои жизненные обстоятельства, чтобы это было честно. Например, в песне по типу «Я же любила тебя… » можно думать даже о каком-нибудь любимом котенке. Но зато это будут ваши искренние чувства, а это и есть короткий путь к зрительским сердцам. Что-то должно произойти, какая-то магия. Любовь и музыка — две вещи, которые не объясняются словами.

ХОРЕОГРАФИЯ

Марина Щетинина

Оцените качество исполнения на конкурсных прослушиваниях по 100-балльной шкале. Каков был процент вашего профессионального удовольствия?

— На первом прослушивании — 78%. Вчера был начальный день, а физика человека устроена так, что он должен адаптироваться к ситуации. Я не могу сказать, что были люди зажатые, но было видно, что идет момент раскачки. Сегодня все немного расслабились, и за второй день ставлю 89%.

Насколько конкурсанты были оригинальны в исполнении? Или же они находились в плену стереотипов?

— Хореографический материал – сложное дело. Мы все время снимаем человеческую физику в той или иной степени, когда мы видим ее в оригинале: что мы видим по телевизору, то мы адаптационно переносим на себя. Я не могу петь Тони Брекстон и не стоять как Тони Брекстон, я все равно считываю ее имиджевые составляющие. В этом отношении у конкурсантов все получилось, это ведь конкурс не профессионального творчества.

Каким образом вы отсматриваете конкурсные выступления: увлекаетесь, как простой зритель, или хладнокровно оцениваете, как профессионал?

—Я оцениваю не как профессионал. У меня самой историческое образование, но хореография всегда с детства подспудно была со мной. Прежде всего я пытаюсь оценить, человека прет или не прет. Если да, то и меня в эту историю засасывает. Харизматичных исполнителей на «Универвидении» очень много.

Некоторые конкурсанты представили новые прочтения известных песен. Как вы к этому относитесь?

—Если люди делают что-то по-своему, это очень круто. Это значит, что человек не только прекрасен как исполнитель, но у него еще и работает мозг, а творчество должно давать какое-то развитие человеку.

Для чего вам конкурс «Универвидение»? Почему в эти дни вы здесь, в Сыктывкаре?

— Это вовсе не пафос, но мне очень нравится город, люди очень хорошие. Придумка «Универвидения» — сыктывкарская, поэтому у вас отношение очень душевно-трогательное, и это не может не располагать.

Если бы вы участвовали в «Универвидении», с каким бы номером приехали в Сыктывкар?

— Это был бы номер ч/б. Я бы взяла простую песню, например, из репертуара группы «Фруктовый кефир».

Дайте 3 практических совета, как конкурсанту совладать со своими руками-ногами на сцене.

— Первое – нужно встать в удобную позицию: ноги по параллельной позиции, раньше она называлась «ноги на ширине плеч». Надо оторвать мочки ушей от плеч, чтобы шея была длинная, тогда диафрагма, грудная плоскость выпрямляются. Не нужно смотреть прямо на зрителя, нужно смотреть сантиметров на 10 выше или на софиты. Зрители будут думать, что вы смотрите на них, но это будет обманка.


В 2018 году «Универвидение» проводится в рамках реализации федерального проекта «Национальная премия поддержки талантливой молодежи «Российская студенческая весна» с использованием гранта Президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Правительства Республики Коми. Проект Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина был отобран в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди организаций высшего образования.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.