С 24 по 26 октября в Республике Коми прошло первое Открытое всероссийское образовательное мероприятие «Студенческие наставники и тьюторы», которое объединило 125 участников из разных регионов России. Форум организовал Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина — опорный вуз Коми — при поддержке Ассоциации тренеров Российского союза молодежи.

Екатерина Канева

Связи с общественностью и реклама, 3 курс

Студенческие наставники и тьюторы» – проект, посвященный обучению тьюторов и наставников студенческих групп вузов и ссузов России. Образовательная программа семинара опирается на лучшие практики адаптации первокурсников и наставничества, существующие в образовательных организациях нашей страны. Форум стал крупнейшей площадкой в России для обмена опытом в области наставничества, а также первым мероприятием, на котором все внимание участников было посвящено только тьюторству и всевозможным его аспектам.

Система наставничества – это не только социализация первокурсников. Сегодня на первый план выходит поиск с помощью тьютора или наставника правильных ориентиров для профессии и жизни в целом. Наставники, в свою очередь, делятся профессиональным и жизненным опытом, что в конечном итоге влияет на воспитание и социализацию самого наставника, – прокомментировала руководитель Ассоциации тренеров Российского союза молодежи Елена Дармодехина.Развитие системы наставничества в образовательных организациях не менее важно, чем, например, в крупных корпорациях и на промышленных предприятиях. Передавая свои знания, опыт, традиции, наставники поддерживают стабильность организации как системы.

География мероприятия обширна. Обучиться новым методикам и поделиться опытом в сфере тьюторства в Коми съехались представители 29 образовательных организаций и 23 городов России: Ижевска, Екатеринбурга, Москвы, Севастополя, Ханты-Мансийска, Ульяновска, Йошкар-Олы, Перми, Глазова, Благовещенска, Томска, Пензы, Чебоксар, Саратова, Майкопа, Архангельска, Твери, Кирова, Кемерово, Владивостока, Красноярска, Ухты и Сыктывкара.

Ключевой целью проекта были обмен и обобщение опыта экспертов и студентов разных учебных заведений. В течение 3 дней участники пополняли свои знания, делились наработками в области тьюторства и наставничества. Каждый из них разработал индивидуальный план развития наставника, который поможет усовершенствовать не только самого себя, но и тьюторскую систему своего учебного заведения.

С участниками работали тренеры-эксперты Ассоциации тренеров Российского союза молодежи Елена Дармодехина, Елена Херенская, Радмир Яруллин, Тимур Бочанов, Сергей Шафоростов, Яна Вершинина и тренеры-стажеры, студенты СГУ им. Питирима Сорокина Сергей Тяпкин и Мария Гошева.

Наши участники заинтересованы в своем деле. Они создают не просто команды, а целостные системы и развивают их, — отметил программный директор мероприятия, федеральный эксперт-тренер Ассоциации тренеров РСМ Тимур Бочанов.

Все участники были разделены на 3 категории: новички – те, кто только осваивается в системе наставничества, руководители – те, кто стоит во главе кураторских корпусов своих образовательных организаций, и сотрудники вузов, которые являются студенческими наставниками. Для них были разработаны отдельные образовательные блоки, в ходе которых участники узнали об актуальных инструментах выстраивания работы со студентами. Обучение проходило по 7 блокам: «Ценностно-ориентированный менеджмент», «Создание эффективного коммуникативного пространства как один из основных инструментов наставничества», «Self-менеджмент: технологии составления индивидуальных траекторий развития обучающихся первого курса», «PR-менеджмент и маркетинг, корпоративная культура института тьюторства», «Технологии фасилитации и игротехники в работе тьютора», «Групповая динамика и методология сопровождения первокурсников», «Командный менеджмент».

Благодаря грамотной работе экспертов мы узнали все, чего не хватало для полноценного осуществления деятельности кураторов. Обязательно будем использовать полученные знания на практике, — поделилась сотрудник Марийского государственного университета Екатерина Бобыкина.

Заключительным этапом образовательной программы стала деловая игра, в ходе которой участники разработали план стратегического развития системы наставничества своего учебного заведения и детально разобрали процессы взаимодействия корпуса кураторов с внешней общественностью.

Каждая категория участников получила именно те знания, которые были необходимы для дальнейшего совершенствования системы наставничества. В ходе взаимодействия ребята из разных регионов говорили и о новых совместных проектах, — подчеркнула руководитель Ассоциации тренеров Российского союза молодежи Елена Дармодехина.

На церемонии закрытия участников проекта поздравила заместитель председателя правительства Республики Коми — министр образования, науки и молодежной политики региона Наталья Михальченкова:

Мне приятно в Год добровольца приветствовать от имени главы Республики Коми в «добром регионе» представителей доброй России. Мы рады, что вы заразились духом Севера — духом доброты и студенческого развития. Люди, которые находятся здесь, знают, как можно и нужно через добро формировать личность, формировать «добрый регион». И через школу тьюторства мы транслируем это на всю Россию, — отметила Наталья Михальченкова.

К поздравлению Натальи Алексеевны присоединилась и и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова:

Искренне надеюсь, что Сыктывкарский университет останется в вашей душе, что вы будете общаться, обогащать друг друга и прославлять страну.

Институт тьюторства в СГУ им. Питирима Сорокина работает с 2014 года, а в этом году на Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления в рамках школы «Лидер 21 века» он был признан лучшей системой наставничества в России. Сегодня университет – площадка развития тьюторства. Это итог работы команды нескольких поколений студенческого актива вуза.

По мнению федерального тренера-эксперта АТ РСМ, автора идеи форума, руководителя Центра студенческих инициатив СГУ им. Питирима Сорокина Яны Вершининой и команды организаторов, все задуманное в рамках образовательного мероприятия удалось, а эффективность проявится в работе корпусов тьюторов и кураторов тех образовательных организаций, представители которых принимали участие. Организаторы планируют мониторить результативность их работы.

Это был первый опыт организации именно всероссийского образовательного студенческого мероприятия для нашего вуза. И отзывы участников свидетельствуют, что все прошло отлично и в части организации, и в части образовательной программы, которая включала информационно наполненные мероприятия разных форматов. Участники высоко оценили профессионализм команды и условия, созданные университетом, — подчеркнула Яна Вершинина.

Организаторы считают, что форум стал новым вектором развития тьюторства, и намерены найти возможность для реализации этого проекта и в следующем году.

Организаторами Открытого всероссийского образовательного мероприятия «Студенческие наставники и тьюторы» выступили Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Ресурсного молодежного центра, Правительства Республики Коми, Российского союза молодежи, Ассоциации тренеров РСМ, Монди СЛПК и профсоюзной организации Монди СЛПК. Проект образовательного мероприятия опорного вуза Коми «Студенческие наставники и тьюторы» был отобран в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди организаций высшего образования, который проводило Федеральное агентство по делам молодежи.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.