Песенный сезон клуб авторской песни СГУ им. Питирима Сорокина «Причал» открыл поездкой на XVI фестиваль авторской песни «Костры». Село Пажга принимало песенное молодежное содружество с 22 по 23 сентября. «Костры» — единственный фестиваль в республике для детей и молодежи, который развивает движение авторской песни, помогает музыкантам совершенствоваться в исполнительстве.

Татьяна Меркурьева

Журналистика, 3 курс

Руководители клуба авторской песни «Причал» Ирина Конова и Ирина Рочева поделились с нами «послевкусием» «Костров-2018».

Село Пажга проводило у себя фестиваль уже десятый раз, что появилось новенького в 2018 году?

Ирина Конова: В этом году фестиваль был особенным в нескольких вещах. Во-первых, к нам приехали новые делегации: замечательная энергичная команда школьников из села Помоздино Усть-Куломского района, гости из Москвы, лауреаты многих российских фестивалей, руководитель клуба авторской песни «Сверим наши песни» Мария Пилюкова, замечательный, тонкий исполнитель и лирик и руководитель творческой мастерской Павел Копылов. Во-вторых, для участников организовали дискуссию, цель которой — обменяться мнениями на тему «А судьи кто? Поговорим о жюри в авторской песне». На площадке были не только команды, выражающие противоположные мнения о необходимости жюри в авторской музыке, но и зрители, которые могли проголосовать. В-третьих, в этом году участники фестиваля выступили для сыктывкарцев на Фестивальном концерте «Костры собирают друзей», он смог состояться благодаря поддержке гимназии им. А.С.Пушкина, которая выиграла грант по развитию детского и юношеского чтения. «Костры» — наш любимый фестиваль, в котором нет конкурсной системы, что особенно важно. Собираемся, чтобы обменяться песнями, провести мастер-классы, научиться чему-то новому, подружиться.

Какой была тема фестиваля?

Ирина Конова: Молодежный клуб туристской песни «Нодья» предложил в этом году сделать сквозной темой фестиваля тему «Птицы». Пернатые размещались на декорациях и в интерьере, присутствовали в тексте исполняемых песен, например, на хоровом занятии мы разучивали композицию «Перелетные птицы» Александра Софронова. Крылатый образ вдохновения стал метафорой фестиваля.

Какую главную цель преследует фестиваль «Костры»?

Ирина Конова: «Костры» — это и слет клубов, для которых открывается песенный сезон, и знакомство с новичками, и обмен песнями и идеями. Фестиваль — место свободного общения. Конечно, он задуман для развития жанра авторской песни и бардовского движения.

Ирина Рочева: «Костры» — это основное место, где могут встретиться все клубы города. Потому что если фестиваль «Альма-матер» — это студенческий фестиваль, то на «Костры» приезжают и школьные клубы, и студенческие. Плюс загородного фестиваля в том, что никто никуда не торопится, никто ни на что не отвлекается, мобильные телефоны лежат в стороне.

Сколько человек участвовало в фестивале от клуба «Причал»?

Ирина Рочева: Всего от «Причала» участвовали 16 человек. Студенческий клуб авторской песни выезжает на «Костры» в пятнадцатый раз. Это один из самых многочисленных активных участников фестиваля. «Причал» в этом году выполнял ответственное задание — исполнял миссию гостевой службы. Это самое сложное фестивальное поручение: нужно было всех пересчитать, расселить, не оставить голодными. Другие клубы также выполняли задания: кто-то вел концерты, кто-то проводил зарядку, кто-то оформлял сцену. Всё, что происходило на фестивале, организовывалось самими участниками.

В программе фестиваля значились творческие мастерские, какая из них была самой интересной или полезной?

Ирина Конова: Трудно выделить один-единственный мастер-класс. Нужно сказать, что все мастерские идут параллельно, в одно и то же время. Я сама вела мастер-классы, поэтому меня не было на других, но результаты каждой мастерской были представлены на вечернем и утреннем концертах. В этом году было много занятий по игре на гитаре, проходили мастер-классы с глиняными свистульками. В этом году была мастерская «Медленное чтение» у Василия Филимонова, «Литературная студия» Алексея Фролова. Все занятия были очень интересными, они объединяли людей. Так, участники хора и гитарного мастер-класса через два часа после занятия вышли на сцену и слаженно вместе выступили. На мастерской у Ольги Кориэлл можно было сплести фенечку. Это, конечно, не бардовская мастерская, но то, что можно создать маленький браслетик, который потом подарить своему другу на фестивале, — тоже важно для общения!

Ирина Рочева: Да, действительно, сложно выделить наиболее интересную мастерскую, каждая из них по-своему хороша. Очень интересна была мастерская у Ивана Кучеренко. Он в первый раз вёл мастерскую по работе за звукорежиссерским пультом. Одна из участниц мастер-класса настолько «загорелась» желанием работать, что помогала озвучивать все следующие концерты и, мне кажется, просто влюбилась в работу звукооператора.

Были ли на фестивале какие-то забавные моменты?

Ирина Рочева: Большой интерес вызвала игра Бард-Мафия, потому что там было очень много смешных моментов, например, когда участники играли роль благородного Булата Окуджавы или музыкального героя, который мешает проведению фестиваля.

Ирина Конова: Какая жизнерадостная картина была ранним утром после зарядки, когда студенты клуба устроили веселые догонялки и битву листвой, дурачились, как маленькие дети. Фестиваль подарил не только новые песни, но и великолепное настроение!

Догонялки на улице? Наверно, в этом году фестивалю повезло с погодой?

Ирина Конова: За все 16 лет истории фестиваля теплая погода подарила нам радость дважды: в 2006 году, когда приезжали именитые гости из Нижнего Новгорода, и в этом году. К счастью, на этот раз была чудная, тёплая, яркая, ясная погода с синим небом и необыкновенной разноцветной листвой. Наверно, это участники согрели всё вокруг своим теплом и улыбками.

А с какими трудностями пришлось столкнуться при организации фестиваля?

Ирина Конова: Одна из трудностей – ограниченное пространство фестиваля, не позволяющее ему развиваться, приглашать новых участников, зрителей. Это связано с объемом зала, комнат для занятий, количеством мест в столовой. Скорее всего, оргкомитет должен задуматься о большем пространстве.

Но в итоге, все ли сбылось, что было задумано?

Ирина Конова: Да! Вся запланированная программа на 24 часа была успешно проведена. Все шло без остановки, одно переходило в другое: концерт-открытие, следом за ним – мини-концерты гостей, мастер-классы, дискуссия, костер, вечерний концерт, молодежная игра, посиделки с песнями, зарядка, концерт новичков, закрытие, фотосессия, разъезд. Все-таки самая зрелищная часть фестиваля – песни у костра, потому что бардовская песня – это ещё и туристская песня, которая всегда «собиралась у огня». Отсюда и название — «Костры». Фестиваль хорош тем, что у него есть послевкусие: после фестиваля мы с ещё большим теплом вспоминаем его, а это значит, что он удался!

После фестиваля клуб авторской песни «Причал» начал подготовку ко всем предстоящим концертам песенного сезона.

Также руководители клуба ждут всех желающих научиться играть на гитаре по вторникам в 17:30 в Центре художественного творчества на ул. Морозова 25.


Клуб «Причал» благодарит за помощь в организации фестиваля:

СГУ им. Питирима Сорокина, творческое объединение клубов авторской песни Сыктывкара «Созвездие музы», Управление культуры Администрации Сыктывкара, Сыктывкарскую молодежную общественную организацию «Живая педагогика», Управление культуры и образования Администрации Сыктывдинского района, клуб любителей авторской песни гимназии им. А.С.Пушкина Сыктывкара, клуб авторской песни «Причал» СГУ им. Питирима Сорокина, клуб авторской песни «Нодья» Молодежного центра Сыктывкара, клуб любителей петь под гитару «Изюм» Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А.Куратова, открытый сыктывкарский клуб песенного творчества «Зебра» при Национальной библиотеке РК, клуб авторской песни «Струны сердца» районного центра внешкольной работы села Выльгорт, песенный клуб Дома детского творчества села Помоздино, руководителя клуба авторской песни «Сверим наши песни» школы №1420 города Москвы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.