Пулитцеровская премия считается одной из самых престижных американских наград в области журналистики, музыки и литературы. Рассказываем о лауреатах, а преподаватели СГУ им. Питирима Сорокина комментируют «как» и «почему».

Диана Чилфапур

Журналистика, 2 курс

История премии

17 августа 1903 года американский журналист и издатель Джозеф Пулитцер составил завещание. Согласно документу, на оставленные им два миллиона долларов был основан фонд. С 1917 года премия вручается ежегодно в Нью-Йорке. Сейчас ее размер составляет 15 тысяч долларов, а лауреат в номинации «За служение обществу» вместо денег получает золотую медаль. В 2018 году «Пулитцер» присужден в 21 категории: 7 из них посвящены литературе и музыке, а 14 — журналистике.

#MeToo

Журналисты изданий New York Times и New Yorker получили приз в категории «За служение обществу» за цикл скандальных статей о домогательствах со стороны голливудского продюсера Харви Вайнштейне к молодым актрисам и помощницам. На страницах изданий вышло большое расследование, которое запустило череду обвинений от жертв домогательств в сторону высокопоставленных лиц, а также движение #MeToo. Этот хэштег изначально использовался как сочувствие к темнокожим женщинам, подвергшимся сексуальному насилию. В 2017 году он распространился и показал масштаб проблемы.

Мария Ткаченко

Преподаватель кафедры социально-политических наук и международных отношений Института гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина

— Харрасмент (в пер. с англ. — домогательство) и все скандальные истории, связанные с ним, пользуются определенным социальным спросом, особенно в Европе, где сексуальная неприкосновенность человека играет далеко не последнюю роль. Если обратиться к конкретным нашумевшим историями, особый резонанс вызывает именно то, что подобное поведение со стороны высокопоставленных лиц оставалось безнаказанным на протяжении десятилетий. Эта проблема повсеместна и именно поэтому находит такой отклик, — комментирует Мария Ткаченко, преподаватель кафедры социально-политических наук и международных отношений Института гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина.

Охота на ведьм

Газеты New York Times и Washington Post получили награду «За раскрытие национальной темы» в серии статей, посвященных вмешательству России в выборы американского президента и возможных контактах сотрудников избирательного штаба Дональда Трампа с российскими чиновниками. Однако Дональд Трамп назвал это расследование «охотой на ведьм». Наш эксперт Мария Ткаченко считает эти обвинения своего рода PR-ходом или политической технологией. По ее словам, легче найти внешнего врага и обвинить во всем его, чем работать над своими ошибками и промахами.

Неожиданный лауреат

Премию «За художественную книгу» получил писатель Эндрю Шон Грир за философский, смешной, мудрый и наполненный неожиданными поворотами роман «Лесс». Однако произведение чаще подвергается критике, нежели похвалам, поэтому победа Грира удивила весь литературный мир.

Премия «За лучшую драму» досталась Мартине Майок (пьеса «Цена жизни»). Поэт Фрэнк Бидарт получил приз в номинации «Поэзия» за сборник стихотворений «Полумрак».

В прошлом «Пулитцера» удостоился роман Харпер Ли «Убить пересмешника», «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и другие известные произведения.

Алексей Бешкарев

Доцент кафедры журналистики, Институт гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина

— О лауреате этого года впервые услышал. Но зато из списка авторов последних лет, получивших Пулитцеровскую премию, прочитал многие книги. Честно скажу — мало что реально нравится. Исключение для меня представляют «Гроздья гнева» Стейнбека. В отличие от большинства других книг, где ставятся в первую очередь социальные проблемы, у Стейнбека социальное — это только материал, из которого он создает масштабное полотно, пронизанное мифологическими, библейскими, эсхатологическими мотивами, — отмечает Алексей Бешкарев, доцент кафедры журналистики, Институт гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина.

Гетто «нелегитимной» культуры

Награда в области музыки впервые досталась рэп-исполнителю. Обычно «Пулицера» получали классические и джазовые альбомы, а в 2018 году его удостоился альбом «DAMN» американского рэпера Кендрика Ламара. Альбом назвали искренностью простонародного языка и ритмичной динамики, дающих впечатляющие зарисовки множества составляющих современной жизни афроамериканцев. Это событие бурно обсуждалось в социальных сетях и еще раз доказало, что рэп все сильнее влияет на массовую культуру.

Николай Вокуев

Доцент кафедры культурологии и педагогической антропологии Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина

— Вручение Пулитцеровской премии за лучшее музыкальное произведение рэперу Кендрику Ламару напоминает решение нобелевского жюри наградить премией по литературе песенника Боба Дилана. В 2016 году комментаторы задавались вопросом, являются ли песни собственно литературой. У Ламара, как и у Дилана, музыка неотделима от слов. Пулитцеровское жюри не в первый раз раздвигает границы премии. Достаточно вспомнить, что в 1992 году в области литературы ее получил Арт Шпигельман за свой антифашистский комикс «Маус». Рэп с некоторым запозданием вслед за рок-музыкой и комиксами выбирается из гетто «нелегитимной» культуры (в том числе в России: вспомним ажиотаж вокруг прошлогоднего баттла между Гнойным и Оксимироном). Ламар с его концептуальными альбомами и заигрыванием с авангардным джазом вполне достоин «Пулитцера», — комментирует Николай Вокуев, доцент кафедры культурологии и педагогической антропологии Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.

Материал подготовлен специально для журнала Verbum