Наш мир молниеносно меняется, принято считать, что к лучшему. Однако у любой революции есть и масса отрицательных сторон. В ближайшее время кануть в историю могут целые профессии и отрасли, а миллионы людей лишатся работы. Чтобы не попасть в их число, аналитики организации Всемирного экономического форума (World Economic Forum) дали прогноз об изменении компетенций. А наш эксперт – проректор по учебной работе СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Кушнир прокомментировала его.

1. На первом месте в 2020 году, как и сейчас, по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи. Но при этом возрастет потребность в обладателях такой компетенции на 52%.

2. Вторая по значимости — критическое мышление. Эта компетенция также входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет.

— Из-за обилия и легкого доступа к информации необходимы будут навыки ее отбора, правильного переосмысления. Хорошо, что современная школа отошла от технологии единственно верного ответа. Сейчас уже не встретишь тестовой части в ЕГЭ и это прогресс, — комментирует Ольга Кушнир. — Зато не редко проверкой знаний такого рода грешат преподаватели вузов, с этим надо бороться. Наша задача — развить у студентов аналитическое мышление, научить создавать проекты, с легкостью уметь разбираться в современном информационном поле. Умение анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его — это мышление высокого уровня хотелось бы видеть у молодежи.

3. Третья по значимости компетенция в 2020 году — креативность. Ее значение поднимется с 10-й позиции (относительно 2015 года).

— Усложнение процессов требует нестандартных решений. К сожалению, этому тоже пока не учат в современной школе (да и во многих вузах). Нередко можно услышать нечто подобное: зачем изучать историю, если студент учится на математическом направлении, ведь можно все прогуглить. Здесь надо обсуждать перенасыщенность программ, может быть, некоторые сложные темы общих предметов не пригодятся в быту. Но сила советской школы была в том, что наличие базовых знаний требовались у всех без исключения, — подчеркивает проректор.

4. Компетенция управления людьми. Это произойдет за счет роста значимости трех предыдущих компетенций, а также возрастающих требований к технической, компьютерной грамотности.

— Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, останется важной задачей, — отмечает Ольга Кушнир.

5. Пятая компетенция — навыки координации, взаимодействия — упадет на три пункта. Однако в России значимость этой компетенции станет намного выше.

6. Шестое место за эмоциональным интеллектом. Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В списке компетенций 2015 года этого пункта вообще нет, хотя сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников.

7. Седьмая компетенция — суждение и принятие решений — поднимется на одну позицию. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения.

— Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений, — подчеркивает наш эксперт.

8. Восьмая компетенция 2020 года — клиентоориентированность — способность компании создавать дополнительный поток клиентов и дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и удовлетворения потребностей клиентов.

9. Девятая компетенция — умение вести переговоры — упала на четыре пункта по сравнению с 2015 годом. Это связано с ростом востребованности новых компетенций.

10. Замыкает десятку когнитивная гибкость. Ее не было в 2015 году, но в условиях современного мира способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно будет действительно важна. Владея ею, можно совместить креативность и умение решать сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.