В конце февраля в Йошкар-Оле прошла пятая зимняя школа Марийского Государственного университета «Вместе – мы сможем все!». Студент, председатель института тьюторства СГУ им. Питирима Сорокина Сергей Тяпкин поделился своим опытом со студентами МарГу.

Диана Чилфапур

Журналистика, 2 курс

Главной темой школы стала проблема адаптации иностранных студентов в России.

— Какова была главная цель поездки в МарГу?

— Я ездил в Марийский государственный университет, чтобы передать им частичку нашей системы наставничества. Главной задачей моей поездки стал обмен опытом по адаптации иностранных студентов. Скоро на подготовительный период к нам приедут студенты из Индии, и для нас это очень актуально. С моим коллегой из Москвы Ренатом мы давали им технологии проектной деятельности, чтобы они могли формировать конкретные проекты под свой вуз. В МарГу полторы тысячи иностранных студентов из 28 стран, тяжело было подобрать проект под каждого, поэтому ребята сами разрабатывали системы.

— Как проходило обучение?

— Мы работали по 10 основным направлениям, среди которых были адаптация к русской культуре; внедрение национальной культуры в регионе; волонтерство, ориентированное не только на вуз, но и на город; творчество; спортивная культура и здоровый образ жизни и другие актуальные для студентов направления.

— Какие проекты стали итогом этой работы?

— Конкретными проектами стали «Театр мод», который бы непосредственно демонстрировал национальную культуру иностранных студентов; серия спортивных проектов, направленных на подготовку всех студентов к сдаче норм ГТО. Сейчас студенты МарГу прорабатывают макет международного значка ГТО, который будут внедрять не только в университете, но и в регионе в целом. Отличие состоит в том, что там будут не только привычные для ГТО нормы, но и национальные игры. Еще одним интересным проектом стал кинотеатр под открытым небом – это распространенная практика на территории Республики Марий-Эл. Студенты хотят сделать серию фильмов о культуре тех стран, студенты которых у них обучаются. Сейчас в направлении «медиа» они внедряют рубрику в журнале о культуре иностранных студентов.

— Важен ли для нас обмен опытом с МарГу?

— Для нашего университета обмен практиками с МарГу очень важен: Марийский государственный университет тоже является опорным вузом своего региона, думаю, такое сотрудничество принесет огромную взаимную помощь.

— Есть ли у тебя опыт работы с иностранными студентами? В чем главная сложность в работе с ними?

— Я работал с иностранными студентами, когда был старшим тьютором своего института. Сейчас работаю с ними как председатель института тьюторства. Мы тесно взаимодействуем с Валентиной Александровной Мальцевой, которая занимается иностранными студентами. Главная сложность заключается в том, что у ребят абсолютно другая культура. Чтобы понять их поведение, нужно понять их культуру и привыкнуть к этому.

— Обсуждали ли вы взаимодействие иностранных и российских студентов?

— Да, на обучении мы также рассказывали, что сложность адаптации иностранных студентов заключается и в наших студентах. Многие российские студенты не готовы воспринимать другую культуру, другой внешний облик человека, который с ним обучается. Со студентами Марийского университета мы пришли к выводу, что нужно адаптировать не только иностранных студентов в России, но и российских студентов под иностранцев. Россия – это многонациональная страна, терпимость и толерантность у нас заложена непосредственно в конституции.

— Что полезного ты получил от школы?

— На школе я получил полезные практики, так как в МарГУ студентов намного больше, и они мыслят немного по-другому. Когда я оценивал проекты в роли тренера, я пытался понять, что можно транслировать к нам. Могу сказать, что у меня уже есть несколько идей, которые будут внедрены в работу института тьюторства на следующий год.


Стоит напомнить, что система наставничества СГУ им. Питирима Сорокина была признана лучшей в России на школе студенческого самоуправления «Лидер 21 века».

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.