В СГУ им. Питирима Сорокина работают преподаватели, которые закончили наш университет. Verbum узнал, почему они выбрали профессию педагога, какие моменты из студенческой жизни запомнились им больше всего, на что «уходила» стипендия, как проходили сессии и насколько ответственно к учебе подходят нынешние студенты.

Юлия Кузнецова

Журналистика, 3 курс


Надежда Волокитина

Доцент кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ им. Питирима Сорокина, выпуск-2007

Учеба: Я провела в этом университете более 20 лет: сначала училась в лицее при университете, потом в самом вузе, в итоге осталась тут работать. Раньше экзамены сдавали 2-3 января. На старших курсах бывало, что экзамен принимали несколько преподавателей. Как-то за день до сдачи один из них встретил меня и сказал: «Что может быть лучше, чем выпить чаю с преподавателем накануне экзамена?». И мы пошли пить чай. Он тогда еще раз проконсультировал меня по предмету.

Преподавание: Никогда не задумывалась о профессии учителя, но знала, что пойду в аспирантуру. Перед тем, как стать преподавателем, работала в университете документоведом и художником-реставратором. В 2010 году освободилось место на кафедре. Так я стала педагогом. Когда еще преподавала на межинститутской кафедре, самым напряженным моментом за весь учебный год была зимняя сессия: до 13 экзаменов, ежедневные консультации, заочники. И так проходили четыре года подряд. Сейчас я очень радуюсь, когда принимаю всего 1-2 экзамена за сессию. Иногда расстраиваюсь, если ребята приходят на сессию неготовыми, ведь это огромная трата времени в попытках вытянуть что-нибудь из них.

Стипендия: Первые полгода обучения стипендия была 250 рублей, после сессий – 400-500. Я дополнительно получала стипендии Министерства образования, науки и молодежной политики РК и Президента РФ. Суммы на тот момент казались космическими. Я смогла осуществить свою мечту: год откладывала стипендию и, в итоге, купила цифровой фотоаппарат.

О студентах: Вообще, у нынешних студентов другое восприятие информации. Не хуже и не лучше. Связано это с иным распределением времени и новыми информационными потоками. Современную молодежь характеризует высказывание: раньше учились и подрабатывали, сейчас подучиваются и работают.

Совет студентам перед сессией: Тщательно подготовьтесь к сдаче. Перед экзаменом обязательно выспитесь, ведь уставший человек хуже отвечает на билеты.


Александр Некрасов

Преподаватель кафедры информационной безопасности СГУ им. Питирима Сорокина, выпуск-2013

Учеба: Самым сложным предметом была математика. Приходилось собираться с ребятами после пар и вместе разбирать пройденные темы. Особенно запомнился «экватор»: мы с группой поехали в Корткерос, машина попала в кювет, вытаскивали все вместе. Зато в селе хорошенько отдохнули: покатались на ватрушках, поиграли в бильярд и попели в караоке.

Преподавание: Сразу после учебы, параллельно основной работе, начал преподавать в колледже при СГУ им. Питирима Сорокина. Потом перешел в сам университет, стал заведующим лабораторией. До 2014 года даже не предполагал, что свяжу жизнь с этой профессией, несмотря на то, что большинство членов моей семьи — учителя. Сейчас для меня преподавание — это некий наркотик, от которого сложно отказаться. К первой сессии, будучи в роли преподавателя, я, конечно, готовился. Проверял, какие темы давал ребятам, чтобы не спросить на зачете лишнего. Когда сам еще учился, волнение перед сессией было намного сильнее, чем сейчас, к экзаменам всегда готовился качественно.

Стипендия: Поступал в университет на контрактной основе, со временем перешел на бюджет. Стипендия была стандартной — около четырех тысяч рублей. Когда занялся научной деятельностью, сумма возросла до 15 тысяч. Деньги уходили, в основном, на бытовые вещи, часть отдавал родителям.

О студентах: Сейчас студенты не особо отличаются от того, какими студентами были мы. Они ответственно подходят к учебе, даже просят больше информации на парах. Наша цель, как преподавателей, — научить человека учиться, чтобы он мог на протяжении всей жизни получать новые знания, развивать свой эмоциональный интеллект и аналитически мыслить.

Совет студентам перед сессией: Не ставьте цель зазубрить предмет и отчитаться перед преподавателем. Кайфуйте от тех знаний, которые получаете, тогда сессия будет проходить легко. А свободное время лучше потратьте на познавательные видеокурсы.


Татьяна Бунчук

Заведующая кафедрой русской и общей филологии, выпуск-1990

Учеба: Студенческая жизнь заполнялась постоянными разговорами о нашей филологической специальности. Обучение выпадало на перестроечные годы, в стране формировалась сложная политическая ситуация. Зато в магазинах и библиотеках появлялась новая литература, которую мы читали и обсуждали с ребятами и преподавателями. На третьем курсе перед летней практикой поставили с группой спектакль на основе двух фильмов: «И корабль плывет…» и «Пролетая над гнездом кукушки». Они тогда только вышли на экранах и сразу впечатлили нас.

Преподавание: Я по натуре человек замкнутый, с трудом выступаю на публике, поэтому и не предполагала, что стану педагогом. Мечтала сидеть за столом, читать книги и работать редактором. Но судьба сложилась иным образом. На пятом курсе предложили остаться преподавателем в СГУ им. Питирима Сорокина, тогда это было почетно. Я не смогла отказаться. Изначально должна была работать с иностранцами, обучать их нашему языку. Но быстро закончились международные обмены студентов, и я стала преподавателем кафедры русской филологии. Первая студенческая сессия была так волнительна, что перед экзаменом я села не в тот автобус и уехала в пос. Верхний Чов. Когда стала преподавателем, переживала за то, насколько правильно смогла донести знания до студентов. Сейчас перед сессиями надеюсь, что ребята хорошо сдадут экзамены, потому что от этого поднимается настроение.

Стипендия: Стипендия составляла 40 рублей, повышенная (за отличную сдачу сессии) – 50-55. Я получала и ту, и другую. На месяц ее, конечно, не хватало. Зато можно было оплатить перелет на самолете (27 рублей). Но стипендия уходила в семейный бюджет, так как на первом курсе я вышла замуж и родила.

О студентах: У нынешней молодежи поздно формируется отношение к профессии. Получение знаний носит больше принудительный характер, так как отсутствует мотивация. Создается впечатление, что ребят волной занесло сюда, они закрепились за ней, а куда плывут – неизвестно, но с надеждой разобраться потом, после университета.

Совет студентам перед сессией: Готовьтесь с начала семестра, сразу «вливайтесь» в предмет, ведь «ведро каши за раз не съесть». Во время сессии правильно питайтесь и соблюдайте режим сна.


Николай Клепиков

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, выпуск-1979

Учеба: В ноябре 1974 года я, отслужив в армии, приехал в Сыктывкар. Перед первым курсом обучался на подготовительном отделении, повторял программу 9-10 классов, после сдавал экзамены. При этом я уже считался полноценным студентом. Запомнилась мне университетская дружеская атмосфера. Институтов тогда было три, мы были единым братством. Дни факультетов, различные концерты и соревнования считались праздником для всего вуза. В общежитии вместе делали уроки, объясняя друг другу непонятные предметы и подкалывая фразами «Ты балда что ли?». Сессии раньше проходили строго по расписанию. Все предметы, кроме математики, сдавались устно. Каждый раз волновался, но тщательно готовился к экзаменам.

Преподавание: Никогда не задумывался, что стану преподавателем. В университетской группе был одним парнем среди 27 девушек. Почти все одногруппники продолжили деятельность по специальности. Я закончил вуз с красным дипломом и пошел в статистику: работал старшим экономистом, главным бухгалтером и председателем выпускной комиссии. С 1980 преподавал по совместительству в вузах Сыктывкара и только с 2009 перешел на постоянную основу в СГУ. Сейчас, будучи преподавателем, прихожу на сессии спокойно, но небезразлично по отношению к студентам.

Стипендия: На подготовительном отделении мы с товарищем создали общий кошелек: стипендия 40 рублей, плюс по 20 рублей каждому от родителей. Нам этого хватало на бытовые вещи, кино, одежду и подарки. Кроме того, работали дворниками. Зарплата была прекрасной по тем временам – 70 рублей. Я состоял в студенческом отряде. Мы строили дорогу «ГАМ – Жешарт», работали в Усинском районе и Йеменской Республике по 12 часов за смену. Впечатления остались мощные. Все деньги, полученные в строй отряде (400-600 рублей), отдавал маме. Она их сохранила и вручила мне перед подготовкой к свадьбе.

О студентах: У нынешней молодежи нет должной ответственности за учебу и результат. Ребята, в основном, слабо готовятся к выступлениям, не боятся плохих оценок. Современная автоматизация вредит самостоятельности, желанию освоить и понять предмет.

Совет студентам перед сессией: Не надейтесь на приметы. Не волнуйтесь и системно выстройте мысли. Приходите на экзамен с осознанием собственного «я».


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.