Комиксы весьма широко представлены на российском книжном рынке. Не составит труда запутаться в этом многообразии и начать знакомство с не самых выдающихся экземпляров. Представляем список комиксов, которые приятно было бы найти под елкой. Он является не рейтингом лучших представителей жанра, а первым шагом к их чтению. Итак, начнем.

Бай Мурлыкин

Лорд командующий Ночного дозора


Маус. Рассказ выжившего

Автор: Арт Шпигельман | Страна: США | Год выхода: 1991 | Издатель в России: Corpus | 296 страниц | Возрастная категория: 16+

Описать «Маус» можно несколькими словами: единственный комикс – лауреат Пулитцеровской премии. Арт Шпигельман поведал всему миру реальную историю своего отца, польского еврея, пережившего нацистские лагеря. При этом автор изобразил разные нации в виде животных: немцы стали котами, евреи – мышами, поляки – свиньями. За этим гротеском кроется реальная трагедия миллионов людей. В конце 80-х годов эта книга стала настоящим манифестом свободолюбия и мировым хитом. Общепризнанная классика и шедевр андеграунда.



Супермен. Красный сын

Сценарий: Марк Миллар | Художники: Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт | Страна: США | Год выхода: 2003 | Издатель в России: Азбука-аттикус | 168 страниц | Возрастная категория: 16+

Альтернативный взгляд на Супермена и других героев DC Comics. Ракета с малышом-Суперменом падает не в Канзасе, а в советской глубинке. Спустя много лет самый сильный герой Земли становится правой рукой Сталина, готовый защищать идеалы коммунизма. Комикс изобилует оригинальными идеями и забавными интерпретациями персонажей и событий. Бэтмена в шапке-ушанке забыть получится нескоро! А финал и вовсе может повергнуть читателя в легкий шок.



Блэксэд

Сценарий: Хуан Диас Каналес | Художник: Хуанхо Гуарнидо | Страна: Франция | Год выхода: 2000 (первый том) | Издатель в России: Азбука-аттикус | 116 страниц (первый том) | Возрастная категория: 18+

Франко-бельгийский комикс (BD) – это отдельный раздел в мире комиксов: альбомный формат, ориентация на взрослую аудиторию, огромное количество направлений и поджанров. Что и говорить, в Брюсселе — столице европейского комикса — работает огромный музей, посвященный BD. Ярким представителем считается «Блэксэд» – нуар о коте-детективе, разворачивающийся на фоне пейзажей Америки 50-х годов. И пусть вас не вводит в заблуждение стиль рисунка, напоминающий диснеевские мультфильмы – здесь все более чем серьезно. И загадки на пути Джона Блэксэда встают непростые.



Одеяла

Автор: Крейг Томпсон | Страна: США | Год выхода: 2003 | Издатель в России: Бумкнига | 592 страницы | Возрастная категория: 16+

Автобиографическая работа Крейга Томпсона о взрослении в американской глубинке. Масштабный и искренний, соединяющий в себе множество тем, комикс: первая любовь, религиозные размышления, отношения между братьями, проблема отцов и детей. Дополняет удивительную историю плавный и контрастный рисунок. Самобытные герои, безупречный визуальный стиль, отсутствие типичного хэппи-энда и долгие часы размышлений после прочтения — вот что ждет читателя под обложкой «Одеял».



Росомаха. Старик Логан

Сценарий: Марк Миллар | Художник: Стив МакНивен | Страна: США | Год выхода: 2008 | Издатели в России: ИДК, Комильфо | 224 страницы | Возрастная категория: 18+

Комикс, ставший главным источником вдохновения при создании фильма «Логан» с Хью Джекманом. Настроение мрачного постапокалипсиса почти как в кино. «Взрослая» возрастная маркировка стоит совсем не случайно: обилие кровавых сцен и грубая лексика позволяют увидеть жестокий мир старика Росомахи без прикрас. Помогает этому и детализированный рисунок Стива МакНивена. В общем, один из тех случаев, когда комикс точно не для детей.



Сэндмен. Песочный человек

Сценарий: Нил Гейман | Художники: Сэм Кит, Майк Дрингенберг и др. | Страна: США | Год выхода: 1988 (первый выпуск) | Издатель в России: Азбука-аттикус | 272 страницы (первый том) | Возрастная категория: 18+

Нил Гейман широко известен как автор бестселлеров: от «Коралины» до «Американских богов». Заметны его успехи и на комикс-поприще. Десять томов серии «Сэндмен» — это масштабное исследование мировой культуры, переплетение городских легенд с фольклором, а исторических событий — с волшебными снами. Нил Гейман мастерски складывает интеллектуальные слои в один огромный пирог. Фирменное «готическое» настроение писателя в истории о повелителе снов никуда не исчезает, а, наоборот, удачно визуализируется.



Майор Гром

Сценарий: Артем Габрелянов, Евгений Федотов и др.| Художники: Анастасия Ким, Константин Тарасов и др. | Страна: Россия | Год выхода: 2012 (первый выпуск) | Издатель в России: Bubble | 200 страниц (первый том) | Возрастная категория: 16+

Отечественная индустрия комиксов пока делает робкие шаги, но московское издательство «Bubble» однозначно идет в первых рядах. И уже пять лет успешно справляется с этим. Приключения питерского полицейского Игоря Грома стартовали в 2012 году и были высоко оценены читателями. Герой без суперспособностей изо дня в день борется со злом и криминалом под моросящим дождем в городе на Неве. Не шедевр, но желающим поддержать отечественного производителя придется по вкусу. Да и экранизация не за горами, обещает быть многообещающей.



Скотт Пилигрим

Автор: Брайан Ли О’Мэлли | Страна: Канада | Год выхода: 2004 (первый том) | Издатель в России: Комильфо | 192 страницы (первый том) | Возрастная категория: 12+

Инди-комикс в шести томах, снискавший огромную популярность и получивший экранизацию от культового режиссера Эдгара Райта. Скотт Пилигрим живет обычной жизнью и играет в любительской рок-группе, но однажды в его дверь стучится девушка-мечта с цветными волосами и все происходящее вокруг преображается. Чтобы завоевать ее сердце, надо всего лишь победить всех ее бывших парней. История о канадском пареньке и его друзьях, воздающая дань уважения видеоиграм, рок-музыке и молодежной беззаботности.



Бакуман

Сценарий: Цугуми Ооба | Художник: Такэси Обата | Страна: Япония | Год выхода: 2008 (первый выпуск) | Издатель в России: Азбука-аттикус | 400 страниц (первый том) | Возрастная категория: 16+

Японский комикс от авторов легендарной «Тетради смерти» о том, как создается манга. Два старшеклассника, открывшие в себе таланты писателя и художника, бросают все и следуют мечте – стать популярными авторами комиксов и добиться экранизации. Авторы подробно рассказывают о подноготной этой необычной индустрии, от написания истории до публикации своей книги, и это не так скучно, как звучит, ведь конкуренция на рынке высока, а на кону – любовь первой красавицы школы.



Лунный коп

Автор: Том Голд | Страна: Великобритания | Год выхода: 2016 | Издатель в России: Бумкнига | 96 страниц | Возрастная категория: 12+

Шотландский комиксист Том Голд работает в минималистичной манере, но это не мешает ему создавать удивительные истории, полные характерного британского юмора. «Лунный коп» — история о последнем человеке на покинутой колонизаторами Луне, вынужденном блюсти покой и порядок в мире роботов и безжизненных каменных ландшафтов.


Познакомиться со всеми этими книгами, а также еще со многими другими комиксами и графическими романами, можно абсолютно бесплатно в Юношеской библиотеке Республики Коми (ул. Коммунистическая, 78). Сегодня в фонде библиотеки насчитывается более 600 наименований комиксов и манги. Регулярно проходят встречи клуба любителей комиксов и сериалов «Комикс-лига» с обсуждениями и кинопросмотрами. Актуальная информация в группе Вконтакте.


— В отечественном сознании прочно закрепился стереотип о том, что комиксы — это книжки с картинками для детей. Это не так. Во многих зарубежных странах «визуальная литература» уже давно официально признана одним из видов искусства. Свое знакомство с комиксами я начал в детстве с журналов про Микки Мауса и Симпсонов. Но сегодня выбор стал гораздо шире и не ограничивается тонкими журналами, причем большая часть ориентирована не на детей. В нашем городе поклонники комиксов с 2014 года собираются в Комикс-клубе Юношеской библиотеки. Там можно найти друзей по интересам, обсудить новинки и просто уютно провести время за чашкой чая. А с 2015 года в Сыктывкаре проводится еще и гик-фестиваль «Сыр-кон», который не ограничивается одними лишь комиксами, а берет на вооружение весь пласт поп-культуры в целом.

Прокопий Уляшов

Аспирант СГУ им. Питирима Сорокина

Алексей Бешкарев

Доцент кафедры журналистики СГУ им. Питирима Сорокина

— Поколение современных родителей взрослело, еще практически не зная комиксов. Естественно, они в основном равнодушно или вовсе негативно относятся к ним, полагая, что это очередное иностранное и чуждое нам поветрие. При этом забывая, что рисуночное письмо — древнейший вид коммуникации, предшествовавший письменному, что русская традиционная культура знала такое явление, как лубочные книги, а советские пионерские журналы печатали серии рисованных историй для детей. Комиксы нередко обвиняют в примитивизме и пропаганде насилия, и порой это абсолютно справедливо. Но этот мир сегодня настолько обширен и разнообразен, что не сводится только к этим стереотипным представлениям. Даже по ситкому «Теория большого взрыва» можно убедиться, что увлечение рисованными историями — это часто увлечение интеллектуалов. В жанре комиксов сегодня могут создаваться путевые очерки, мемуары, биографии известных людей, переложения сюжетов непростых книг, дополнения к серьезным научно-фантастическим фильмам и сериалам. Они могут поднимать философские темы и отличаться оригинальными изобразительными решениями.

Самое интересное производится за пределами Америки – в Японии и разных европейских странах, где даже пользуются другим термином – BD вместо «комикс». Детям можно было бы порекомендовать для прочтения детективно-приключенческие познавательные истории бельгийского художника Эрже про юного репортера Тинтина, который даже стал одним из символов Бельгии.

Я лично являюсь большим поклонником чилийского авангардного кинорежиссера Алехандро Ходоровского, который уже много лет выпускает в свет книги графических романов. В частности, его серии «Инкал» и «Метабароны» считаются шедеврами своего жанра и заслужили ряд престижных наград. И хотя они эпатируют и шокируют, по сути, это сатирические антиутопии, показывающие современное общество с его проблемами вроде бесконечного потребительства, через призму жестокого сюрреализма. Фантазия автора просто не знает предела, а сотрудничество с видными художниками типа Мёбиуса превращают эти книги в настоящее искусство.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.