30 ноября в СГУ им. Питирима Сорокина на мастер-классе «Спичрайтинг: в начале было слово…» студентам университета и сотрудникам республиканских пресс-служб рассказали, как написать качественную речь для публичного выступления. Спикером мастер-класса стала Эльвира Илатовская, руководитель регионального проекта «PR-движение», кандидат политических наук.

Диана Чилфапур

Журналистика, 2 курс

Свое выступление спикер начала с вопроса к аудитории: «Почему вы решили посетить этот мастер-класс?» Оказалось, что среди участников есть как специалисты, работающие в сфере пиара, так и студенты.

Затем Эльвира Илатовская рассказала, что спичрайтинг – одна из технологий паблик рилейшенс, которая заключается в написании текстов для устных публичных выступлений. Спикер подчеркнула, что в хорошей речи у каждого тезиса должно быть 3 аргумента – именно такое количество не перегрузит выступление, но позволит убедить и донести суть.

После обсуждения самой технологии лектор представила вниманию участников алгоритм написания текста выступления. Оказалось, для того, чтобы написать текст, нужно ответить на 4 простых вопроса: «зачем?», «кто?», «что?» и «какие?».

Вопрос «зачем?» поможет определить не только цель выступления, но и тип будущей речи. Всего существует 4 типа речи: информирующая, развлекательная, ритуальная и побуждающая. Информирующая обычно предстает в виде лекции или доклада, развлекательная – в виде истории, тоста или анекдота. Ритуальную речь иногда называют протокольной, так как это приветствие, ответное слово, поздравление и траурная речь. Религиозные, выборные и речи на митингах называют побуждающими, так как они содержат призыв к действию.

Установить целевую аудиторию позволит ответ на вопрос «кто?». По словам спикера, выступающий точно должен знать свою аудиторию. Ответив на вопрос «что?», автор поймет, что привело людей на ваше выступление, чего они ждут и что сделают после него. Эльвира Аркадьевна заметила, что с получения ответа именно на этот вопрос, она начала свой мастер-класс.

— При написании речи спикер должен понимать, какие идеи смогут убедить, воодушевить или даже оттолкнуть целевую аудиторию. Ответ на вопрос «какие?» также поможет понять приемы и ходы, допустимые в тексте, а главное – слова и выражения, которые не стоит употреблять, — подчеркнула спикер.

Эльвира Аркадьевна обратила внимание участников на тот факт, что только после ответов на основные вопросы начинается подготовка текста. При составлении текста выступления должны учитываться следующие моменты: одно предложение должно отражать только одну мысль, а один абзац представляет собой один аспект события. Речь всегда нужно начинать с главного, используя при этом большое количество глаголов действия.

Спикер посоветовала участникам обращаться к сайту hronomer.ru, который высчитает приблизительную длительность вашего выступления.

В завершение своего мастер-класса спикер посоветовала всем присутствующим в свободное время посмотреть несколько гениальных, по ее мнению, речей. В этот список вошла речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», Геттинсбергская речь Авраама Линкольна, речь Чарли Чаплина на своего 70-летие, речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета, а также речь Матери Терезы на вручении Нобелевской премии.

— Мне понравилась подача материала: все доступно и понятно. Говорили о важных вещах, которые стоит знать не только спичрайтерам, но и всем, кто выступает на публике. Думаю, все полученные знания пригодятся мне в будущей профессиональной деятельности, — рассказала о своих впечатлениях от мастер-класса первокурсница направления «Журналистика» Анна Горохова.

— Он был посвящен современной PR-технологии – спичрайтингу. Это технология написания текстов для устных выступлений, в том числе и технология консалтинга первых лиц. По эмоциям участников было понятно, что мастер-класс «зашел». Люди, которые получили сегодня новые знания, завтра придут на свои рабочие места и уже совсем по-другому будут готовить тексты и для своих руководителей, и для себя, — подвела итоги мастер-класса его ведущая Эльвира Илатовская.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.