10 ноября, во Всемирный день науки, в Институте истории и права СГУ им. Питирима Сорокина прошла республиканская научная конференция «1917 год в истории народов России». Студенты, учащиеся колледжей и школ выступили с докладами об одном из крупнейших событий ХХ века – Октябрьской революции.

Алексей Дуркин

Филология, 3 курс

Конференция началась с выступления директора Института истории и права Любови Максимовой. Она подчеркнула спорность революционных событий и неоднозначность их восприятия уже тогда – для одних революция стала катастрофой, для иных – дорогой в лучшее будущее.

— Октябрьская революция ещё долго будет предметом внимания людей, и её восприятие будет зависеть от ценностей определённой эпохи, — подытожила своё выступление Любовь Анатольевна.

Профессор Василий Золотарёв выступил с докладом «Не оболгать, а понять Октябрьскую революцию в России». Как и следует из названия, его рассуждения касались разных оценок тех событий, причём эти оценки не всегда оказывались правдивыми.

— Мы должны понять значение революции 1917 года объективно, как профессиональные историки, — призвал Василий Павлович. — Есть частные точки зрения на то или иное событие, а есть наука, ищущая единственную истину, есть факты, которые, как известно, вещь капризная. Пушкин писал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». И нам стоит прислушаться к этой мысли. Да, у нас были великие жертвы, но у нас были и великие победы, без которых немыслима история России и мира.

После вступительных докладов студентка Института истории и права Екатерина Токовинина представила сравнительный анализ трактовки событий в учебниках 1962 и 2011 годов, сопоставив особенности обоих и проиллюстрировав таким образом старый и новый взгляды на Октябрьскую революцию.

Далее конференция разделилась на две секции: первая была посвящена освещению событий 1917 года в отечественной историографии, вторая – предпосылкам и последствиям революции. На первой секции можно было услышать доклады об отображении Октябрьского переворота в работах современников событий и в публицистике настоящего времени – были освещены оценки Иосифа Сталина, Надежды Крупской, Питирима Сорокина, проанализированы изображения Октябрьской революции в советском кинематографе и на страницах лагерных многотиражек.

Вторая секция рассматривала революционные события в лицах и судьбах. Студент ИИП Роман Осипов продемонстрировал дневниковые записи Николая II и объяснил, почему не стоит говорить о безразличии царя к России на основании его дневника, безэмоционального и описывающего лишь распорядок дня – существовала определённая традиция их ведения, гораздо более близкая к «подневным заметкам». О судьбах своих земляков-слобожан Александре Сюрвасеве и Василии Юркине в годы революции рассказали учащиеся СОШ №22 Софья Евменкова и Алина Ичеткина, а аспирант Руслан Деревесников говорил о жизни немногочисленного коми купечества в то нелёгкое время. Особенно заинтересовала слушателей история судьбы Павла Козлова, удивительно предприимчивого коми купца, который чудом был убережен от катастрофы на «Титанике» и расстрела, а также является создателем своеобразного прототипа жевательной резинки – застывшей смолы лиственницы, разлитой в формочки-квадратики.

Не оставлены без внимания были и другие значительные люди Коми земли – учащийся СОШ №3 Валентин Васильев рассказал о судьбе Дмитрия Батиева, подготовившего масштабный проект по созданию автономной Зырянской ССР. О стратегической важности Коми земли для новой советской власти говорил Владимир Ильич Ленин, стремившийся к разработке ухтинских месторождений – об этом слушатели узнали из доклада студента ИИиП Дмитрия Воробьева. Студентка гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова Анастасия Карнюшина сопоставила освещение революции в советском и постсоветском учебниках истории.

За свои работы исследователи получили дипломы и призы. На первой секции победу одержали студенты Роман Шелаев, Вера Русанова и Екатерина Токовинина, занявшие 1, 2 и 3 место соответственно. Во второй секции призов были удостоены Роман Осипов (1 место), Софья Евменкова и Алина Ичеткина (2 место) и Анастасия Карнюшина (3 место). Елена Трифонова отметила высокий уровень докладов как студентов, так и школьников, а также выразила надежду на то, что интерес к истории своей страны у посетителей и участников конференции не пропадёт и в дальнейшем.


Конференцию организовали студенты Института истории и права Екатерина Токовинина, Дмитрий Воробьёв, Ирина Помысова, Ройал Ширинов, Александра Халамова и Руслан Байрамов при поддержке директора Института истории и права Любови Максимовой и ее заместителя – Руслана Деревесникова.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.