20 октября в Музее истории просвещения Коми края прошла вторая лекция из цикла «Петербургские уроки». Студентам и преподавателям СГУ им. Питирима Сорокина прочитали лекцию на тему «Компетентностный подход в образовании: возможности и риски».

Алексей Кузнецов

Журналистика, 2 курс

Лекцию провела Ольга Даутова, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией методологии и мониторинга качества педагогического образования Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования.

– Возможно, тема лекции воспримется неоднозначно, компетентностный подход… Все уже устали от этой компетентности, но взгляните после двоеточия: возможности и риски. Так что проблема, с которой мы столкнемся в ходе лекции, станет для вас весьма интересной и продуктивной, – выступила с приветственным словом проректор по учебной работе СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Кушнир.

Профессиональная компетентность – это подтвержденная способность применять знания, умения, личные, социальные и методологические навыки в рабочей или учебной ситуации в профессиональном и личностном развитии.

Современное образование страдает от двух больших разрывов: между требованиями к качеству образования и реальным качеством образования, а также требования к уровню образованности учащихся и реальным уровнем их образованности.

Компетентностный подход непосредственно связан с образованностью: их отношение образует определенный цикл. От бессознательной некомпетентности, когда отсутствие знаний идет в ногу с практической неспособностью, человек сложными путями идет к бессознательной компетентности, когда уровень полученных навыков позволяет автоматически справляться с поставленными задачами.

– Так ли прост компетентностный подход? За 15 лет произошла эволюция: наше образование вышло на то, что компетентностный подход не понимается как выстраивание некоторых ограничителей, наоборот, сегодня он дружит с теорией профессионального развития человека, – отмечает Ольга Даутова.

В мире существует множество подходов к наращению компетентности в практике. Например, в Германии существует система «слоеный пирог» – год ребята учатся, год отдыхают. Или в компании Microsoft, где 30% времени – теория, 30% – практика, оставшиеся 40% ребята тратят на исследования, которые подготавливают для решения непредвиденных задач. Все эти подходы зарекомендовали себя в образовании: дети меньше устают и усерднее сосредоточиваются на поставленной задаче.

Ошибки ученика, как считает Ольга Даутова, это важная часть компетентностного подхода, за них ни в коем случае нельзя ругать. На ошибках учатся, особенно когда ребенок сам сумел все осознать и проанализировать – ошибки становятся бесценным опытом, подытожила лектор.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.