О финской постановке, нравственности и эпатаже

В столице Коми завершились гастроли финского проекта «Новый мир» со спектаклем «Globally wanted». Корреспондент ИА VERBUM Игорь Шоленко не увидел в постановке ничего «безнравственного», о чем накануне гастролей заявляли сыктывкарские защитники моральных устоев.

Вопросы в духе «О чём это было?», «Что мы только что увидели?» и предположения о происходившем на сцене звучали уже, когда зрители покидали зал.

Пожалуй, действительно несколько ошибочно называть «Globally wanted» спектаклем в привычном драматическом понимании. Речь идёт о перфомансе – сценическом действии, рассчитанном более на визуальное восприятие. Актёры в перфомансе не говорят, они двигаются, танцуют и взаимодействуют.


Перфоманс, в отличие от драматического спектакля, не имеет литературной основы — пьесы. В акробатических, танцевальных решениях постановки режиссёр перво-наперво растворяет свой замысел, а не идею. Через музыку движения постановщик доносит до зрителя свою сверхзадачу, оформленную в замысле. Как и в музыке, которую считают самым абстрактным искусством, о подлинном замысле остаётся только догадываться.


Что можно сказать о самом финском перфомансе? Эксцентрично, эротично, эпатажно. Разумеется, ещё и зрелищно. Недаром же Company New World задействует не только актёров – но ещё танцоров, акробатов и музыкантов. И эти люди должны быть максимально свободны, чтобы импровизировать, рождать действие прямо на сцене, здесь и сейчас.


«Globally wanted» – это эксперимент, это в широком понимании театр, отвергший литературную основу. Это прежде всего форма. В нашей стране форма подвергалась метаморфозам в начале минувшего века главным образом футуристами. Успехом это не увенчалось, но определённые аспекты оставили всё же свой след в искусстве нашем и мировом.

Не знаю, ввиду ли особенностей менталитета, но вряд ли пока российская публика готова принимать зрелища вроде «Globally wanted». Уж слишком крепко держится в нас классическое понимание театра.


Ещё летом, на стадии репетиций, постановка вызвала волнения среди блюстителей нравственности в нашем городе. Но, к счастью, показ состоялся. А нравственно ли это произведение или же нет, подрывает ли оно моральные устои общества – пусть каждый судит сам. Автор статьи, к примеру, не разделяет точки зрения тех, кто выступил против постановки.

Игорь ШОЛЕНКО
Фото Алексея КАРПОВА

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.