Байки о студенческой жизни рассказывают преподаватели СГУ

Наши любимые преподаватели тоже когда-то были студентами. В преддверии Дня Учителя корреспондент ИА VERBUM решила узнать о том, как проходила их студенческая жизнь.

Юлия Шабалина, доцент кафедры экологии Института естественных наук, кандидат биологических наук:

После второй сессии у биологов начинается шесть недель интереснейшей летней учебной практики по зоологии и ботанике. У нас практика по зоологии была организована на базе биостанции СГУ. Студентов туда увезли, но преподаватель нашей подгруппы сильно потянула ногу, и мы неделю проявляли самостоятельность.

Нам объяснили, как надо насекомых ловить, морить, и что мы должны будем сделать зоологические коллекции. Как их делать – в практикуме написано. 

Мы все, конечно, были в зоологических музеях и в общем представляли, как выглядят коллекции насекомых. Поэтому, принеся после первой же экскурсии приличный «улов», взялись его разбирать. Пока я, будучи дотошным буквоедом, тщательно читала, как надо накалывать разных насекомых – куда колоть, на какую высоту и т.п.,— моя напарница Наталья уже лихо насадила жуков на энтомологические иголки. Вижу, что как-то «не по практикуму» получилось. Спрашиваю: «Наташа, а ты уверена, что так надо? В практикуме по-другому». Она: «Да, потянет». Остальные рассудили примерно также. Через неделю мы убедились, что «не потянет». Приехала преподаватель, всех отругала. Мы выкинули «жертв науки» и стали делать как надо.

К концу практики преподаватель нас огорошила, что наши коллекции очень маленькие, энтомологические коробки полупустые, надо ловить ещё, пусть даже такие виды уже есть в коллекции. Куда бежать? Что делать? И тут нас осенило. Не помню, чья была идея, но ГЕНИАЛЬНАЯ. К сожалению, мало кто видел лица преподавателей, которые обедали в столовой, когда мы пришли туда с морилками и целенаправленно двинулись к окнам. «Какие девушки молодцы! Убирают оводов из столовой!» — восхищался нами Эдуард Иванович Бознак. А мы, словив штук по пять оводов, столь же целенаправленно вышли из столовой под удивленные взгляды преподавателей: «Что уже всё? А оставшиеся?». 

Елена Тулубенская, доцент кафедры математического моделирования и кибернетики, кандидат физико-математических наук:

На третьем курсе у нас преподавал Илья Иванович Баженов. Вел он функциональный анализ. Мы, как третий курс, уже опытные, поэтому преподавателей не боялись. И вот на экзамене я тяну билет. В одном из вопросов фигурировали интегралы Фредгольма. Я этот вопрос рассказала, по-своему, и потом Илья Иванович начал задавать мне вопросы. В итоге договорились до того, что я сказала: «Ну зачем мне эти интегралы Фредгольма?» На что он мне ответил: «Вот посмотришь», — и как любой преподаватель начал мне обосновывать их практическую пользу.

Потом этот  случай забылся. На четвёртом курсе Дмитрий Николаевич Тарасов мне предложил поступить в аспирантуру. Моим научным руководителем в то время был Александр Алексеевич Холопов. Чтобы попасть в аспирантуру,  мне нужно было перейти к Евгению Ильичу Михайловскому, основателю кафедры кибернетики и математического моделирования. Для перехода требовалось пройти собеседование.

И вот я прихожу на экзамен. В экзаменационной комиссии сидят трое: Владимир Леонидович Никитенков, Владимир Николаевич Тарасов и Евгений Ильич Михайловский.  Мне попался небольшой вопрос, и я рассказала его быстро. Потом меня спросили: «Что Вы ещё знаете?»

Я очень волновалась.  Сидела, лихорадочно вспоминала весь курс математики, который проходил до четвёртого курса. Единственное, что всплывало в памяти, это интегралы Фредгольма. А мужи по механике меня всё ждали. И я им сказала: «А я ещё  интегралы Фредгольма знаю!». Евгений Ильич: «Да, замечательно!» Выписала всю информацию на листочек, рассказала, где они применяются. Евгений Ильич послушал и сказал: «Ну, надо брать, надо брать». Этот момент стал решающим в моей дальнейшей судьбе. Если бы Евгений Ильич не взял меня под свое крыло,  я бы не пошла в аспирантуру, не написала бы диссертацию и не стала бы преподавать.  Вот так наши преподаватели и интегралы Фредгольма решили мою судьбу.

Фёдор Иванов, доцент кафедры истории России и зарубежных стран, кандидат исторических наук:

Я на 2 курсе в 2000 г. ездил вместе с университетской командой КВН «СГУщёнка» (чемпион РК того времени) в Сочи на отбор на фестиваль КВН. Отбор мы не прошли, а вот поездка запомнилась как одно из самых интересных путешествий: в разгар учёбы, расфасовав подаренные спонсорами макароны по всем сумкам, мы поехали на поезде до Москвы, а потом на поезде же через всю Россию — на юг, в Сочи. Сам город тоже поразил — жаркой в +14 зимой и видами тогда ещё хрущоб в пальмах, книжными магазинами и ресторанчиками. В отборе на фестиваль КВН в зале гостиницы «Жемчужина» участвовало много команд, было интересно посмотреть и на них, и на работу редактора… Но после пары дней я перестал смеяться, просто в мозгу отмечая «смешно» и «не смешно», и долго от этого не мог отойти.

Андрей Андреев, преподаватель кафедры истории России и зарубежных стран, заместитель директора института истории и права:

Историки летом на первом курсе проходят археологическую практику. В своё время на 4 недели ездили. На раскопках были по восемь часов. У всех молодые организмы, да и за целый день на свежем воздухе аппетит разгоняли. Ужинали часов в шесть. А потом…только завтрак с утра должен быть. Собирались вечером в палатке, болтали, рассказывали истории, песни пели. А к часам десяти есть хотелось так, что была не была. Путём жребия выбирали тех, кто через всю территорию лагеря ползком до палатки с едой отправится. Метров 70 надо было преодолеть и не попасть на глаза старшекурсникам и руководителям лагеря. Так и добывали пищу.

Екатерина Вавилина, старший преподаватель кафедры английского языка:

Моя студенческая жизнь до краёв была наполнена учёбой и кому-то может показаться жутко скучной. Но, оглядываясь на годы борьбы с гранитом науки, я смело могу сказать, что именно этот навык —  добывать знания самостоятельно и стараться их применить в полную силу — убедил меня в том, что я хочу сама учить других, так же любить добычу и использование  этих самых знаний. Поэтому, только-только закончив спринтерский забег длиною в 5 лет в стенах факультета иностранных языков пединститута, я с гордостью приняла приглашение пополнить ряды преподавателей своей альма-матер. И вот уже девятый год счастливо преподаю в своих родных стенах.

 

Раду Рэйляну, заведующий кафедрой теоретических и медико-биологических основ физической культуры:

Однажды мы сдавали экзамен по спортивной медицине. Получилось так, что первый вошедший взял два билета и лишний передал в коридор. Мы уже по этому билету приготовили «бомбы». Следующий заходит, берёт новый билет, но говорит номер того, к которому уже готов. Проходит, садится, а потом: «Я за ручкой», — и в коридор, отдаёт новый билет. И пошла карусель… Конечно, первым четверым не особо повезло, но следующим вообще было легко сдавать. При этом один билет у нас остался. И мы его передали следующей группе. Те вообще все на «отлично» сдали.

Дарья ЮДИНА

Фото из личных архивов героев

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.